Почитать, послушать, подумать... О Войне и о победе написано, спето и сказано довольно много. Почему симфония, кто вообще потратит 25 минут своей жизни, чтобы послушать первую часть? Ты что, не мог выбрать что-то покороче, "Темную ночь" или "Смуглянку", они тоже рассказывают о том, что это была за Война и как там жили люди. Нет, не мог. Мне кажется, что такая Музыка - настоящее оружие победы, которое, в прочем, никого и никогда не убило. А еще она без слов рассказывает и показывает о том, что происходило тогда, в сороковых. Итак, 7 симфония Дмитрия Шостаковича. Сочинение № 60. В народе - "Ленинградская". Это самая простая в восприятии симфония, которую я когда-либо слышал. Она была написана для всех, даже для тех, кто не особо силен в классической музыке - она рисует картинку и очень образна сама по себе. Вот он - простой среднерусский пейзаж, засеянное, уже чуть зеленое поле на восходе лета, ветер играет в листве березовой рощицы, по небу плывут крупные кучевые облака. Где-то невдалеке видны люди за работой, слышна тонкая песня жаворонка над привольем большой реки. Но что это? Какой-то странный и простой мотив начинает флейта, он кажется совсем мирным и спокойным, только сопровождается шорохом малого барабана. Тему подхватывает кларнет, затем гобой, она растет, ширится в плечах, становится громче. Вот ее уже не узнать: уже знакомый мотив лязгает, скрежещет, он ползет, чугунно шагает, к нему присоединились литавры и вся струнная группа, а назойливый малый барабан все не отстает. Теперь этот мотив попросту страшен, он зубаст и неимоверно опасен. В нем лязг гусениц, рев моторов, пламя знамен, шаг тысяч солдат. Что это? Это Война. Тема стихает, ударившись с лязгом о голос медных духовых. Остается только скорбный, утробный голос фагота на легком скрипичном ветру. Во второй части появляется тема трубы - она поет одна среди притихшего оркестра и вселяет надежду на восстановление, на мир, на прежнюю жизнь. А что будет в последней, четвертой части? Автор и его слушатели в этом не сомневаются, проверьте и вы. Удивительно, как такое полное произведение вообще увидело свет. В 10 утра 22 июня 1941 года Дмитрий Шостакович пришел в Ленинградскую консерваторию, чтобы принимать государственный экзамен, который был прерван известием о начале войны. Композитор четыре раза подавал заявление добровольцем, но его так и не отправляли, понимая, как он нужен здесь, в конце концов его зачислили в пожарную команду ПВО. Автор дежурил на крыше, занимаясь ликвидацией пожаров и тушением зажигательных бомб. Говорят, что даже дежуря на крыше он не отрывался от партитуры - среди голода, бомбежек и угрозе жизни этот человек находил время для музыки. Весной сорок второго состоялась премьера Симфонии в Куйбышеве, куда эвакуировали композитора. А в конце лета Симфонию исполнили в городе, которому она предназначалась. Классическая четырехчастная крупная форма обычно исполняется большим симфоническим оркестром, численность которого доходит до ста человек, но тогда, 9 августа на сцене едва ли было 15 человек из старого состава - вызванных с фронта, истощенных первой блокадной зимой, но пополненных музыкантами военных оркестров. Несмотря на светомаскировку, зал освещен всеми люстрами. В полном зале самые разные люди - солдаты и матросы при оружии, ополченцы ПВО и завсегдатаи филармонии. И вот зазвучала Музыка - она вышла из зала на улицу через репродукторы, заходя в квартиры и окопы через радиоприемники, перешагнула нейтральную полосу... Я не скажу о том, как Музыка нужна была городу. Люди в зале плакали. И верили. И кошмар этот пережили, и победили, и мир заново отстроили. А что, если бы не музыка? Послушайте